Осторожно моббинг, или как выжить, когда выживают

К сожалению, в последнее время фраза «горю на работе» приобрела почти буквальный смысл и она вовсе не всегда означает, что мы горим работой. Смешная и грустная игра слов. Все чаще я слышу от клиентов фразы следующего содержания: «Я больше не хочу ходить на эту работу. Я не могу находиться в этих стенах... Физически не могу. Каждый день – как на линии фронта. Мои коллеги делали все для того, чтобы я не справилась с работой, начальник не встал на мою сторону .. Теперь я понимаю, что уволиться нужно было гораздо раньше, а не воевать…» Не правда ли, знакомая ситуация? В лучшем случае она может закончиться увольнением, а в худшем госпитализацией с нервным истощением, а то и чем-то похуже… Заметим, что речь идет о возрастной категории мужчин и женщин примерно от 25 до 40 лет. Поэтому выводы напрашиваются сами собой. Итак, что и почему происходит?

Об эмоциональном насилии на работе – моббинге – мы слышим все чаще. Особенно сейчас, когда борьба за место «под солнцем» приобретает все более агрессивные формы. Моббинг - Это форма психологического прессинга в виде косвенной или прямой травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его увольнения. Практически каждый из нас испытывал на себе подобное негативное воздействие! Это явление процветает и в госучреждениях, и в частных фирмах. Некоторые европейские страны приняли ряд законов, упреждающих появление моббинга и достойно защищающих своих сотрудников на рабочем месте. Также в Европе созданы организации по оказанию помощи жертвам мобберов, а их действия рассматриваются как преступные. Увы, у нас «человеческий фактор», подкрепленный отсутствием правовых норм, регулирующих подобные отношения, провоцирует «чудеса изобретательности» в методах выживания неугодного коллеги, подчиненного и даже начальника.

А все потому, что моббинг очень трудно, да что там трудно - практически невозможно ДОКАЗАТЬ. Большинство жертв бросают все силы на борьбу и пытаются доказать правоту, кто-то увольняется после первых же «тревожных звоночков». Кто-то снова попадает в подобную ситуацию, на новом рабочем месте.

Формы проявления моббинга:

Разные: от травли одного сотрудника всем коллективом и начальством до того, что весь коллектив может ополчиться против начальника.

Причины моббинга – разные

Нездоровая психологическая атмосфера в коллективе – склоки, сплетни и попустительство начальства.

Расплывчатые, четко не определенные границы служебных обязанностей, отсутствие плана работы.

Отсутствие в организации системы кадрового продвижения и возможности карьерного роста.

Родственные связи между подчиненными и руководством.

Корыстные мотивы – целенаправленное устранение того, кто мешает, с целью: а) занять чью-то должность; б) провести на нее кого-то из «своих».

Личная неприязнь – зависть, злоба, «непогашенный» ранее конфликт, переросший в длительный спор «кто прав, кто виноват», который может успешно перерасти в «марш несогласных» с тобой других коллег.

Часто моббинг в коллективе провоцируется нездоровой конкуренцией (плохой руководитель может ее даже поощрять), и мы сами, даже неосознанно, становимся участниками «заговора».

Отдельно о нездоровой и здоровой конкуренции. При здоровой конкуренции, видя коллегу, который работает лучше нас, и в чем-то талантливее нас, свободнее и независимее в своих взглядах и проявлениях, мы готовы за ним тянуться, перенимать его опыт и, таким образом расти, но вот в случае нездоровой конкуренции и, соответственно, собственной заниженной самооценки, присутствие более талантливого коллеги становится токсичным, непереносимым, и завистники предпринимают все усилия, чтобы избавиться от неугодного сотрудника, который таким образом, становится жертвой моббинга.

Признаки моббинга

Не стоит любую проблему на работе и даже конфликт воспринимать как целенаправленные репрессии, но если моббинг рассматривать как болезнь организации, то у нее, конечно же, есть симптомы, которые в данной ситуации направлены против вас:

с вами отказываются общаться (как на деловом так и на неформальном уровне)

пресекаются ваши деловые контакты, вам, например, не дают делать деловые звонки по телефону, ссылаясь на то, что вы мешаете

у вас «случайным образом» ломается компьютер и исчезают нужные документы за 20 минут до презентации

вы в зоне повышенного внимания со стороны сотрудников и/или начальства и вас ищут именно в то время, когда вы вышли из офиса, скажем, на обед. Именно так создается легенда о нарушении трудовой дисциплины.


-ваши профессиональные качества все время ставятся под сомнение, а успехи присваивают другие.
- на вас «свален» огромный, практически невыполнимый объем работы. Как вариант – сложное задание, поставленное в пятничный вечер, которое требуется сдать в понедельник с утра.
-крайняя степень моббинга – открытые насмешки, оскорбления, порча имущества

ЧТО делать и чего НЕ делать, чтобы этого не случилось:

Думать, что кругом одни враги, а я одна «белая и пушистая» тоже не стоит, ведь деловой мир – это театр со своими правилами и со своим ружьем на сцене, которое может выстрелить и в вас, если вы создадите к этому предпосылки. Итак, обратите внимание на то, что же НЕ стоит делать, чтобы не подвергаться моббингу:

Если ты по каким-либо причинам вы чувствуете свое интеллектуальное превосходство в коллективе, не показывайте этого. Это тем более опасно по отношению к начальству. Лучше задействуйте свой интеллект, чтобы расти как профессионал.

Принимайте участие в неформальном общении на разные темы, но не учавствуйте в распространении сплетен – в ближайшем будущем это обернется против вас.

Как можно меньше жалуйтесь на жизнь, не одалживай денег – это может вывести из себя даже самого доброжелательного человека.

Избегайте женского хвастовства – твоей новой шубке, любовнику (верному мужу), очередной поездке за границу на самом деле будут рады только самые близкие. Не провоцируйте зависть и агрессию!

Лучший способ нажить врагов среди женской части коллектива – флиртовать с сотрудниками противоположного пола, желательно несколькими одновременно.

Будьте аккуратны, пунктуальны, пообещав – выполняйте.

Не игнорируйте корпоративную культуру и корпоративные вечеринки, конечно, если вы приглашены!

Популярные сообщения из этого блога

Эффективность обучения: семь основных принципов

Превосходство мужчин над женщинами - миф!

Как отец должен заботиться о ребенке?