Какой обучающий метод использовать в воспитании упрямого ребенка?

Вы понимаете, что установление границ определяется тремя первичными факторами: темпераментом вашего ребенка, вашим собственным темпераментом и вашим подходом к установлению границ. Вы не можете управлять темпераментом своего ребенка, зато можете формировать его характер и направлять его, используя соответствующие инструменты.



Такие инструменты у вас есть, и вы можете совладать с собственным темпераментом. Два из трех факторов полностью в вашей власти, и вы можете влиять на тот, которым не управляете! Значит, вы находитесь в такой ситуации, которая позволяет все изменить! Вы подготовили себя к этому, осознав ее. Вы понимаете, что главные препятствия на пути эффективного преподавания и обучения - карательный, попустительский и смешанный подходы; негативная мотивация; семейные танцы.


Вы добавили многие инструменты в свою воспитательную копилку. Вы знаете, как устанавливать жесткие границы, передавать ясные сообщения, уменьшать количество проверок на прочность, избегать стычек за власть и останавливать плохое поведение эффективными действиями. Вы знаете, как побуждать к послушанию с помощью позитивной мотивации и обучать навыкам разрешения проблем, когда вашему ребенку не хватает таких навыков, чтобы выполнять ваши требования.


Как выбрать стиль обучения для упрямого ребенка?


Все дети испытывают прочность установленных нами границ, чтобы определить наши правила и ожидания. Это естественно. Но не все дети испытывают границы или заучивают правила одинаково. Темперамент во многом проявляется в том, как дети проводят свои исследования.


Послушные дети занимаются «проверкой на прочность» нечасто, поскольку не нуждаются в большом количестве базовой информации, чтобы принять наши правила и следовать им. Их основополагающее желание - угождать и сотрудничать. Большинство охотно принимает наши слова, и информации, заложенной в них, им достаточно; они сотрудничают, когда их об этом просят. Послушных детей легко учить, потому что они в большинстве случаев предпочитают легкий путь.


Упрямые дети, напротив, являются агрессивными исследователями. Они испытывают нас часто и собирают массу опытных исходных данных, прежде чем их удается убедить принять правила и соблюдать их. Для них слово «стоп» - это чистая теория. Они желают знать, что произойдет, если они не остановятся, - и знают, как это выяснить. Они продолжают испытывать нас и давить на нас, пока мы не перейдем к действиям, чтобы увидеть, что будет в результате. Упрямых детей учить трудно, потому что большую часть изучаемого они усваивают трудным путем.


Поскольку послушные и упрямые дети усваивают правила по-разному, они так же по-разному реагируют на одни и те же высказывания родителей. Это здорово сбивает с толку. Позвольте проиллюстрировать это на личном примере.


Воспитание упрямого ребенка


Мой старший, Скотт, по характеру покладист. Большую часть просьб он выполняет. Младший, Йэн, мальчик своевольный. Ему требуется много точной информации, прежде чем он убедится, что я говорю серьезно. Мои сыновья проводят исследования по-разному, и я научился учитывать это, высказывая свои пожелания.


Оба моих сына любят смотреть телевизор, выкрутив ручку громкости до отказа. Когда это делает Скотт, я просто говорю: «Скотт, слишком громко! Сделай, пожалуйста, потише». Он всегда так и делает - по крайней мере, делал до последнего времени, - и я привык полагаться на его послушание. Ему вполне достаточно моих слов.


Если я говорю то же самое Йэну, то его вероятная реакция, судя по моему опыту, бывает следующей: порой он игнорирует меня и ждет более отчетливого сигнала, а порой может и произнести слово, которое я хочу услышать: «Ладно!» - но продолжает делать то, что хочет. Вот что Йэн на самом деле имеет в виду: «Я сделаю это, если должен, но я не услышал от тебя, что должен это сделать». Так что он продолжает испытания.


Как и большинство своевольных детей, Йэн ищет крайний предел, чтобы определить, как далеко он может зайти в своих действиях. Поэтому я научился снабжать его необходимой информацией, чтобы он мог сделать выбор. Когда телевизор начинает орать, я говорю: «Йэн, сделай, пожалуйста, телевизор потише, иначе мне придется его выключить».


Когда Йэн слышит слово «выключить», он встает и делает то же, что и его брат - приглушает звук. Почему? Потому что ему не хочется испытывать последствия собственного неверного выбора - не слушаться моей просьбы. Он по опыту знает, что я выключу телевизор.


Способность внушить Йэну доверие к моим словам была завоевана не за один день. Мне пришлось заслуживать ее годами, последовательно выполняя действия. Когда он был помладше, он игнорировал большую часть моих просьб, и мне приходилось идти до конца и выключать телевизор.


Каждый раз, делая это, я сталкивался с жалобами на то, какой я злой или несправедливый, но, проведя достаточное количество таких экспериментов, Йэн понял, что у меня слово не расходится с делом, и стал приглушать телевизор, когда его просят. Со временем мы отработали этот момент. Процесс отработки не был ни веселым, ни простым, но сын усвоил, что мои ограничения тверды, и стал делать правильный выбор - слушаться.


Йэн по-прежнему испытывает меня чаще, чем его брат, но он также и слушается большую часть времени, когда натыкается на твердую границу и получает необходимую информацию, чтобы сделать приемлемый выбор. Я научился принимать его агрессивную манеру исследования как жизненную реалию. Я не воспринимаю его «проверки на прочность» на свой счет. Я готов преподать свои правила любым способом, который достигнет цели - трудным или легким.


Если у вас в семье растет своевольный ребенок, вам придется много работать, чтобы твердо удерживать установленные границы и обеспечить его данными, которые нужны ему для принятия приемлемого решения. Упрямые дети больше верят своему опыту, чем тому, что им говорят. Когда слова последовательно подкрепляются действиями, ребенок начинает настраиваться на них и принимать их всерьез. Если это происходит - значит, вы сделали большой шаг в верном направлении, но вам по-прежнему необходимо заботиться о том, чтобы из ваших слов и поступков ребенок извлекал именно те уроки, которые вы собирались ему преподать.


Какой результат вы получите, применяя новые навыки воспитания?


Вы с нетерпением ждали изменений, которые у вас впереди. Вы понимаете, что на своем пути встретите множество препятствий, и знаете, что делать, чтобы преодолеть их. Ваша подготовка завершена. Следующий шаг применить знания и новые инструменты на практике - и получить вознаграждения за свои усилия.


Первыми из них станут уменьшение стычек за власть и более быстрое послушание. Вы будете прекращать дурное поведение, которое не могли остановить раньше, не проходя через изнурительные «танцы» и не раня ничьи чувства.


В дальнейшем вас ожидают более приятные награды, поскольку вы заложили фундамент для отношений сотрудничества и всеобщего удовлетворения на долгие годы вперед. Своим примером вы будете учить детей навыкам, которые нужны им, чтобы добиться успехов не только дома, но и вне его. Благодаря должному воспитанию и руководству ваш упрямый ребенок сможет вырасти в ответственную, вежливую и динамичную личность. Удачи в установлении границ!


С чего начать?


Люди обучаются и приобретают новые навыки с разной скоростью. Вам может понадобиться добавлять новые навыки в свой репертуар быстрее или медленнее, чем указано. Выбирайте удобный для вас темп. Возможно, что кто-то будет добавлять один-два новых навыка в неделю в течение первых нескольких недель, кто-то три-четыре навыка в неделю, но я предостерегаю вас от попыток выучить слишком много за слишком короткое время. Перемены, даже позитивные, вызывают стресс.


Начиная применять новые навыки, приготовьтесь к неизбежным ошибкам. Это нормально. Работайте ради усовершенствования, а не ради совершенства. Чем больше вы будете практиковаться, тем быстрее освоите новые навыки.


Как разбивать навык на удобные для изучения элементы?


Важнейшая часть обучения детей новым навыкам - сделать изучаемое понятным. Это включает разбивку навыка на составляющие его элементы, удобные для усвоения, а затем последовательную отработку каждого из них. Когда родители пренебрегают этим, они часто сталкиваются с проблемами, аналогичными тем, с которыми столкнулись родители Шона.


У восьмилетнего Шона есть привычка перебивать разговор. Когда он был помладше, родители думали, что это просто фаза роста, которая со временем пройдет. Но она не прошла. На самом деле проблема даже усугубилась. Учителя начали на него жаловаться. Родители Шона решили, что пора что-то с этим делать.


Вначале они пытались выражать недовольство и критиковать Шона каждый раз, как он их перебивал. Это не помогло. Проблема не решалась. Потом они велели ему говорить «извините», когда ему требовалось их внимание. Это тоже не помогло. Шон просто предварял все свои вторжения в разговор этим словом - и продолжал перебивать.


Положение не улучшалось, пока учительница, занимавшаяся с Шоном в третьем классе, не порекомендовала им книгу о том, как установить границы в общении с упрямыми детьми. Родители прочли ее и осознали, что опустили важнейший шаг в процессе формирования навыков. Они разработали новый план и позвали Шона в гостиную.


- Шон, мы хотим, чтобы ты научился не перебивать других, - начал отец. - Вот правила, которым ты должен следовать. Когда тебе нужно привлечь чье-то внимание, но этот человек занят разговором или каким-то делом, мы хотим, чтобы ты молча подошел к человеку и постарался поймать его взгляд. Затем ты должен подождать паузы в разговоре, один раз сказать «извините» и дождаться, пока на тебя обратят внимание. Когда человек на тебя посмотрит, тогда твоя очередь говорить. Ты понимаешь, как это должно происходить?


Шон кивнул.


- Хорошо, - сказал отец, - потому что с этого момента мы собираемся тренировать этот навык. Если ты забудешь и опять начнешь перебивать, мы попросим тебя Начать сначала и попробовать еще раз. Если станешь перебивать нас намеренно, мы попросим тебя отправиться в Свою комнату на тайм-аут. Это ясно?


Шон снова кивнул.


Первую возможность попрактиковаться в этом новом навыке Шон получает тем же вечером. Он взволнованно вбегает в комнату и вклинивается в разговор родителей. Отец останавливает Шона еще до того, как тот успевает закончить первое предложение.


- Что полагается делать, если тебе требуется наше внимание? - спрашивает он.


Шон вспоминает инструктаж.


- А теперь выйди и попробуй снова, - говорит отец. Шон выходит из комнаты и через некоторое время возвращается. Он подходит к родителям, которые по-прежнему беседуют, заглядывает в глаза отцу, ждет паузы в разговоре. Потом произносит слово «извините». Отец смотрит на него и улыбается.


- Спасибо, - говорит он сыну. - Что ты хотел рассказать нам, Шон?


Шон и его родители повторяли это упражнение много раз в последующие недели и месяцы. Нет, не всегда все шло гладко. Порой Шон реагировал гневно и вел себя неуважительно, когда они не давали ему прервать разговор. Это всякий раз сопровождалось тайм-аутами. Через несколько недель Шон уже значительно чаще делал успехи, чем совершал промахи. Он далеко продвинулся по пути овладения этим важным новым навыком.


«Попробуй снова»


Изучение новых навыков требует практики. «Попробуй снова» - это простой, конкретный и в высшей степени эффективный обучающий метод, обеспечивающий детям ту практику, которая нужна им для усвоения преподаваемых нами навыков. Эта процедура проста в применении. После инцидента или незначительного проступка составьте ясное ограничительное сообщение, смоделируйте, если необходимо, коррективное поведение, а затем поощрите ребенка «попробовать снова», применяя предложенный образец. Вашему ребенку просто предоставляется еще одна возможность продемонстрировать, что он способен сделать лучший выбор и слушаться. Если вместо этого ребенок сопротивляется, переходите к ограниченному выбору или логическим последствиям.


Десятилетний Тре вбегает в дом с криками и хохотом. В комнате рядом спит его маленький брат. Мама останавливает Тре.


- Тре, не годится так врываться в дом, когда твой братик спит, - говорит она. - Ты должен говорить тихо. А теперь выйди, пожалуйста, и войди как положено.


Тре выходит и вновь тихонько заходит в дом.


- Спасибо, милый, - говорит мать. - Ты меня порадовал.


Она повторяет это всякий раз, когда Тре самостоятельно вспоминает, как должен себя вести.


Дженну, двенадцатилетнюю девочку, раздражает то, что ее отец настаивает на том, чтобы она закончила свою работу по дому прежде, чем идти играть с друзьями. Она повинуется, затем идет просить разрешения у отца:


- Ну что, теперь твоя маленькая рабыня может пойти поиграть? - осведомляется она дерзким тоном.


- Если она так об этом спрашивает - то нет, - отвечает отец. - Как полагается спрашивать разрешения давай-ка попробуем снова.


Дженна трясет головой, закатывает глаза и раздражение но смотрит на отца.


- Наверное, тебе нужно некоторое время побыть одной, чтобы подумать о том, как надо правильно спросить, - выдвигает предположение отец. Он готов дать ей тайм-аут, если это потребуется. Дженна сознает, что сопротивлением ничего не добьется.


- Можно мне теперь поиграть с друзьями? - спрашивает она.


- Конечно, - отвечает отец, - и спасибо за то, что спросила как полагается. Это намного приятнее!


Какой обучающий метод использовать в воспитании упрямого ребенка?


Кейли - послушный ребенок, со всеми вытекающими последствиями. Она делала успехи быстро, и процесс обучения шел гладко. Упрямым детям обычно требуется больше времени на овладение новыми навыками, и процесс обучения сопряжен с большими проблемами. Почему? Потому что упрямые дети изучают социальные навыки точно так же, как и наши правила, - трудным способом.


Когда вы начинаете обучать новым навыкам упрямого ребенка, он поначалу может выбирать не самые лучшие варианты поведения. Не отчаивайтесь! Это в порядке вещей. Упрямым детям необходимо несколько раз пережить последствия своего неверного выбора, прежде чем они удостоверятся, что послушание является наилучшим вариантом действий. Их путь обучения проложен по кочкам и буеракам, но со временем результат оказывается одинаковым для всех детей.


Всем детям требуется наша помощь в исследовании вариантов действий, расчленении навыка на несколько Удобных для изучения шагов, ролевом моделировании Приемлемого поведения, предоставлении возможностей для практики. И - самое важное - мы должны обращать внимание на их хорошие поступки и отмечать их успехи! Если вы будете следовать этим простым правилам и позволите своему ребенку собрать те данные, которые ему нужны, ребенок обязательно придет к желаемому результату. Давайте повнимательнее изучим каждый шаг в процессе тренировки навыков.


Обучая навыкам, отмечайте хорошие поступки детей


У детей есть естественная мотивация к освоению новых навыков, и для них очень важно, чтобы их успехи были отмечены значимыми для них людьми. Им не требуются лакомства, игрушки и особые награды, чтобы стараться совершенствовать свои умения. Они и так жаждут показать вам, что умеют делать. Приобретение навыков - первоочередная развивающая задача в раннем и среднем детском возрасте.


Один из наиболее действенных способов мотивации детей к изучению новых навыков также является и одним из самых простых. Ловите их на хорошем поведении и давайте знать, что вы его заметили. Давайте посмотрим, как делает это Мать Вэна в нижеследующем примере.


Шестилетний Вэн видит, что мама въезжает на подъездную дорожку в машине, нагруженной продуктами. Без всяких просьб с ее стороны он бежит помогать. Хватает пару пакетов и несет их в дом. Мать одобряет его поступок и сообщает ему об этом.


- Ты такой замечательный помощник! - говорит она с поощрительной улыбкой. - Надо поскорее рассказать об этом папе.


Как вы думаете, что случится в следующий раз, когда она приедет с полным багажником продуктов? И какой пример Вэн подает своим братьям и сестрам?


А вот другой пример. Мать Тани изо всех сил старается помочь своей семилетней дочери научиться правильно вести себя за столом. Они работали над тем, как откусывать пищу понемногу, полностью ее прожевывать, пользоваться салфеткой и убирать за собой приборы со стола, когда трапеза закончена. Улучшения происходили медленно, но неуклонно.


Однажды вечером Таня встает из-за стола и начинает убирать за собой без понуканий и напоминаний.


- Молодец! - говорит отец. - Я так горжусь тобой! Таня вспыхивает от удовольствия.

Популярные сообщения из этого блога

Эффективность обучения: семь основных принципов

Превосходство мужчин над женщинами - миф!

Как отец должен заботиться о ребенке?