Какую роль играет велосипед в воспитании ребенка?

Дети научаются кататься на двухколесном велосипеде в возрасте трех-четырех лет. Сначала, конечно, это просто развлечение во дворе или на улице. Но лет в пять-шесть детишек вывозят на дорогу. Очень часто мама или папа едет рядом, положив руку на спину ребенка, чтобы в любую секунду маленький велосипед можно было ускорить или остановить. Теперь представьте себе, что вам нужно добраться от дома до школы на велосипеде, через повороты и светофоры, при этом руля одной рукой, а другой рукой управляя шестилетним ребенком. Это не так просто и требует от родителей совершенного владения двухколесным транспортом. К счастью, для голландцев это не проблема.



Годам к семи-восьми дети уже ездят на велосипеде по дорогам без поддержки, но под присмотром родителей. К концу начальной школы, т.е. годам к одиннадцати -двенадцати перемещаться на велосипеде для них так же естественно, как ходить пешком, и они почти всегда ездят без сопровождения взрослых. А начиная со средней школы, т.е. с двенадцати лет, подростки повсюду передвигаются самостоятельно на велосипедах на довольно приличные расстояния и в любую погоду. Что же касается студентов, молодых людей полностью вышедших из-под опеки родителей, то для них, кроме велосипеда, просто не существует другого личного транспорта. Понятно, что у студентов нет денег на машину. Но некоторые голландцы так и не обзаводятся автомобилем, даже обладая деньгами и семьей. И их можно понять. Машины вечно застревают на светофорах и в пробках, и если расстояние до работы небольшое, скажем, километра два-три, то доехать на велосипеде - это просто быстрее! А для больших расстояний существует общественный транспорт: поезда и автобусы.


Плюсы использования велосипеда


Кроме всего прочего, велосипед - это экологически чистый транспорт. Многие голландцы искренне заботятся об экологии, и, конечно, официальная политика активно поощряет использование велосипеда вместо машины. Содержание машины дорого, цены на бензин сумасшедшие (на настоящий момент - примерно полтора евро за литр), налоги на дороги очень высокие. Зато для велосипедов - всякие льготы. Например, многие государственные служащие, в том числе и университетские сотрудники, имеют право обменять несколько дней отпуска на новенький велосипед или вычесть цену велосипеда из налогооблагаемой суммы.


Конечно, велосипед в качестве массового транспорта возможен только в стране с очень плоским ландшафтом и относительно мягким климатом. В этом смысле голландцам повезло. Я не думаю, что даже при всем энтузиазме, совершенном владении велосипедом и необыкновенной неприхотливости к условиям голландская мама решится съехать на велосипеде с двумя детьми и покупками на неделю из нагорной части Нижнего Новгорода к Окскому мосту. А уже вскарабкаться наверх и просто невозможно, тем более в мороз и по снегу. Тем не менее нельзя не отдать голландцам должное: они фанатично преданы велосипедам и предпочитают их машинам при любой малейшей возможности.


Насколько важен велосипед для воспитания ребенка?


Мне кажется, что велосипед играет большую положительную роль в голландском воспитании. Велосипед дает детям свободу передвижения, автоматически вводит в их жизнь ежедневную физическую нагрузку на свежем воздухе, делает их закаленными и непривередливыми к погоде. Они так часто попадают под дождь, что просто перестают обращать на него внимание, относятся к промокшей одежде с юмором, не боятся замерзнуть, ожесточенно крутят педали против встречного ветра. Для них это не спорт и не специальная программа по закаливанию. Это просто способ передвижения - самый здоровый, самый приятный и самый эффективный.


Велосипед в Голландии – любимый транспорт


В свободное время голландцы любят покататься на велосипедах просто так. Знаменитый национальный парк «Хоге Велюве» обзавелся огромным множеством белых велосипедов, которые можно взять совершенно бесплатно в разных точках парка, чтобы покататься по зеленым лугам и перелескам, а заодно посетить два музея на территории парка: художественный и природоведческий. По всей стране разработано множество велосипедных маршрутов, велосипедные дорожки ведут из пункта А в пункт В через красивые поля и деревни, минуя шумные и забитые скоростные трассы - удел машин.


В отпуск голландцы в основном едут на машине, но велосипеды часто едут вместе с ними, чтобы можно было покататься по красивым местам во Франции и Италии. А некоторые энтузиасты даже не берут машину, так на велосипеде в отпуск и едут. Конечно, в этом случае они путешествуют не только ради пункта назначения, но и ради самой дороги. Один мой коллега познакомился со своей женой в Италии, куда они оба прикатили на велосипедах (не ближний свет!). А один студент с нашего отделения в 2008 году доехал на велосипеде до Москвы! Причем он поехал один и ни слова не знал по-русски. Спал по дороге в палатке. Потом, кстати, с восторгом рассказывал о дружелюбии и гостеприимстве всех, кого он встретил в России. Но и Москва - это не предел. Сестра одного моего коллеги недавно на пару с подругой объехала на велосипеде весь мир, вплоть до Китая и Австралии, перемещаясь между континентами на кораблях и паромах. Этот коллега, кстати, недавно вышел на пенсию, так что его сестре - велосипедной путешественнице - как минимум за пятьдесят!

Популярные сообщения из этого блога

Эффективность обучения: семь основных принципов

Превосходство мужчин над женщинами - миф!

Как отец должен заботиться о ребенке?