Как ведут себя мальчики в юношеском возрасте?

Ощущение взрослости у мальчиков в возрасте 12-18 лет



Подросток ощущает себя взрослым и умным, готовым брать ответственность за свою жизнь в свои руки, готовым управлять ею. Он жаждет быть лидером, диктовать свои условия, главенствовать. Поэтому часто со стороны его поведение может выглядеть довольно агрессивным. Нередко оно таковым и является.


Тут-то как раз и начинается конфликт между «я хочу» и «я могу» и «война» с родителями, которые упорно не хотят видеть в нем взрослого и равного себе. Как ни странно, подросток прав: чрезмерная опека приведет только к неврозу. Если ваш сын прибежал домой с разбитым носом и фингалом под глазом после встречи с приятелями, единственное, что вы можете сделать, – остановить кровь и припудрить синяк. В конфликт сына со сверстниками вмешиваться нельзя. Он должен найти выход из него сам.


Оставаться с проблемами один на один и разбираться с ними в одиночку – вот путь взросления, который необходим вашему мальчику. Другого пути нет. Вы ведь не хотите воспитать «маменькиного сынка», который после свадьбы будет спрашивать вас о том, что ему теперь делать с женой? Для решения проблемы нужно размышление. Для размышления нужно уединение. Если подростку не угрожает действительно серьезная опасность, оставьте его в покое. Не вставайте на пути его развития и взросления.


Проверено родительским опытом


Притчей во языцех стало утверждение, что родители подростков не понимают. И та и другая сторона уже до начала этого «страшного переходного периода» психологически начинают себя к этому готовить. На самом деле, если к этому готовиться иначе, то большую часть конфликтных ситуаций можно избежать.


1. В этот период организм вашего сына постоянно претерпевает изменения, к которым он может относиться очень болезненно. Не подшучивайте над ним, даже любя. Поскольку все чувства его обострены, он может это воспринять как обидное замечание.


2. Не считайте, что его проблемы - надуманные. Вспомните себя в этом возрасте, тогда вы совсем иначе смотрели на взаимоотношения со сверстниками и еще не научились философски относиться к жизни и к себе.


3. Не воспринимайте собственную персону в этот период как единственную, из-за которой у вашего сына могут быть проблемы или плохое настроение.


4. Если сын что-то вам рассказал, сформулируйте резюме его «речи», чтобы он убедился: вы его поняли правильно.


5. Дождитесь момента, когда можно поговорить по душам. Это лучше, чем программное заявление: «Нам надо поговорить о твоем поведении, которое...» Доверительный разговор, если вы сумеете на него перейти, даст вам куда лучшие результаты. Помните, что длинные родительские нотации - это лекарство, которое усугубляет болезнь: чем больше принимаешь, тем меньше эффекта. Дети не любят общеизвестных истин.


6. Если же вы все-таки считаете, что он непростительно грубо ведет себя с вами, то попытайтесь применить метод логической последовательности: «Если ты ведешь себя так по отношению ко мне, то не жди и от меня ничего хорошего, когда тебе понадобится моя поддержка; мы планировали сегодня отправиться в бассейн (в гараж, на рыбалку и т. д.), но ты своим поведением настолько испортил мне настроение, что мы, пожалуй, займемся генеральной уборкой, физические действия помогают убрать накопившуюся отрицательную энергию» и т. д.


7. Держитесь «золотой середины». Дети не любят, когда их опекают. Но они обижаются, когда родители их ни о чем не спрашивают: значит, им все равно. Поэтому постарайтесь тактично контролировать своих детей.


Просматривайте книги и журналы, которые они читают. Спрашивайте о том, что произошло в классе, как прокомментировала события классная руководительница. Проявляйте интерес к их друзьям и ни в коем случае не критикуйте.


Как помочь сыну вступить во взрослую жизнь?


В этом возрасте мальчиков все еще терзает беспокойство, но оно уже не депрессивное, а радостное. Теперь подросток испытывает скорее радость роста физической силы, интеллекта и творческой энергии. Заканчивается время бунта, юноша обретает определенную степень реальной самостоятельности, эмоциональную уравновешенность, из замкнутого внутреннего мира своих переживаний выходит в мир людей. Прежде всего идет духовное развитие. Наконец-то отчетливо вырисовывается собственное Я, его уникальное индивидуальное ядро и основные свойства. Теперь он с уверенностью смотрит в будущее, перестает топтаться на месте и готов идти вперед. Появляются собственные, не продиктованные родителями и стереотипом, планы на жизнь, постановка целей и сознательные установки на их достижение. Юноша включается в реальную взрослую жизнь, он действительно становится взрослым. Завершается начатый в ранней юности процесс расширения жизненного пространства личности, круга ее общения, поиск групповой принадлежности и личностей, которые воспринимаются как образцы для подражания.


Подростковый возраст сложен тем, что он представляет собой переход, пограничную зону между миром детства и миром взрослых. В ранней юности подросток прощается с детством и проходит через иллюзию взрослости. В поздней юности он видит взрослый мир более реалистично. Во время перехода подросток не принадлежит ни к одному миру, ни ко второму. Как путник, переходящий огромную реку по широкому длинному мосту, он уже не на том берегу, с которого ушел, но еще и не на том, к которому стремится. Если представить мост похожим на «Понте Веккьо» во Флоренции, то есть мост, на котором стоят здания, а в них расположены магазины, отели и даже жилые квартиры, но только намного длиннее флорентийского моста, то становится очевидным, что путник, идущий по центру между зданиями, уже не видит реки и не осознает, что он находится в состоянии перехода, что он между берегами. Он может остановиться в гостинице и пожить там несколько месяцев, а может быть, и лет. Так и подросток не осознает, что этот этап в его жизни – переходный, что все, что происходит с ним, – явление временное. А потому нестабильность и туманность бытия его невероятно угнетают.


Юноши-старшеклассники относятся к действительности, к окружающим и к себе по-разному. Это отношение более всего зависит от предшествующего, детского опыта юноши, от его возможностей и потребностей, оттого, насколько отличается положение, которое он занимает в жизни в этот период, от положения, которое он хотел бы занимать.


Еще одна особенность юношеского возраста – тяготение к построению универсальных теорий и систем. Юноша точно знает, как должен быть устроен мир, и приходит в негодование, а подчас и отчаяние, оттого что действительность так резко отличается от его представлений.


Нежность и проницательность – вот что ожидают от нас наши повзрослевшие сыновья. С одной стороны, они убеждены в том, что все им по плечу. С другой – невероятно ранимы и уязвимы эмоционально. Они идут по жизни с ощущением своей уникальности и почти непереносимого одиночества. Поразительно то, что юноши чувствуют себя невероятными богачами: им в большей степени необходимо давать что-то людям, отдавать в дар, чем получать от них.


Если в периоде ранней юности подросток сталкивался с необходимостью заново найти себя, по-новому увидеть мир, произвести переоценку ценностей и выработать новые схемы действий, ведущих к успеху, то к концу поздней юности он находит свое новое Я, определяет четкие цели и ролевые установки. Период основных изменений остается в прошлом, устанавливается новое равновесие. Юноша получает необходимую ему степень свободы, становится более самостоятельным. Внутрисемейные конфликты теряют свою остроту или вовсе сходят на нет.


Уровень его самооценки повышается, он оценивает себя намного позитивнее, видит свои плюсы и сильные стороны и намечает направление будущего развития, личностного и эмоционального. Акцент смещается. Юноша теперь озабочен не поиском своего Я, которое он уже в основном нашел, и просто добавляет к нему новые черты и характеристики, обогащая представление о структуре своей личности. Главным для него становится поиск любви, установление партнерских отношений с представительницами противоположного пола.


Особенности юношеского возраста


Друг теперь представляется как самый близкий человек, с которым можно поделиться самыми «страшными» секретами. Но если в раннем подростковом возрасте дружат парами и эти пары достаточно закрыты для внешних влияний, то теперь одного друга, даже самого замечательного, уже недостаточно. К тому же каждый из друзей идет своим путем развития, каждый меняется по-своему, и неожиданно оказывается, что тот, без кого ваш сын вчера не мыслил своей жизни, сегодня стал для него новым, незнакомым, почти чужим человеком. Это время смены друзей и образования расширенных групп по интересам. Это время, когда юноша вновь становится открытой миру системой, при этом ощущает в себе огромный потенциал и столь же огромные возможности. Чувство всемогущества, ощущение прорастающих на спине крыльев и безграничности своих возможностей – вот типичные проявления этого периода. И тогда хочется все узнать и все изучить, приходит уверенность в возможности свершений и верится, что «объять необъятное» – посильная задача. Как в стихотворении одного молодого человека 17 лет:


Есть в расставанье жажда новых встреч, А в каждой встрече – призрак расставанья. Способны захватить, увлечь, зажечь Безумные надежды и желанья.


Жизнь – как корабль, внезапно давший течь, Как горный пик в момент землетрясенья. Всегда над нами занесенный меч, Меч времени, и не найти спасенья.


Пусть говорят, что вечность не объять, Пусть говорят, что чувств, как пальцев, пять. У шестипалых пальцев явно шесть, А значит, неизведанное есть.


Мы с вами уже говорили, что практически во все периоды развития самооценка мальчика и его поведение зависели от его телосложения. В старшем подростковом возрасте эта проблема выступает на первое место.


Стройные и мускулистые подростки более популярны в своей среде, уверены в себе, легко адаптируются в новой обстановке, проявляют себя социально зрелыми, активными и контактными. Как правило, им не приходится бороться за положение и статус. Хотя иногда они демонстрируют и большую по сравнению с другими степень агрессивности. Их самооценка либо адекватная, либо завышенная.


Сложнее приходится худым, нетренированным ребятам. Их худоба может вызывать насмешки сверстников. Кто не слышал таких прозвищ, как «скелет», «Кощей», «дистрофик» и тому подобное? Согласитесь, что не очень-то приятно, когда такие определения касаются вас лично.


Еще хуже в этом возрасте приходится рыхлым подросткам, обремененным избытком жировой ткани и явным ожирением. Они крайне редко занимают лидирующее положение в классе или в других подростковых группах. Они больше нуждаются в поддержке, у них меньше друзей. Их самооценка занижена, они чаще показывают инфантильные, детские реакции, стараются привлечь к себе внимание или же, наоборот, уходят в себя и минимизируют контакты с окружением.


Мальчишки по-разному воспринимают свои физические недостатки. Одни с ними смиряются, их самооценка падает, появляется и разрастается комплекс неполноценности. Другие «смиряются» по-другому: они просто выбирают для реализации своих талантов и способностей другие сферы. Это могут быть успехи в учебе, победы в городских олимпиадах по одному или более предметам, занятия шахматами, стрельба из лука или в тире со снайперской меткостью или что-то иное, что вызывает у одноклассников уважение, желание общаться и дружить. Хотя для подростков сложение и внешность имеют большое значение, немало лидеров в этом возрасте худощавы, не отличаются победами в спорте и носят очки. Третья группа подростков вместо компенсации недостатка предпочитает устранить корень проблем, то есть избавиться от самого недостатка. Например, немало худеньких и сутулых мальчиков приобретало великолепную осанку, точность и грацию движений уже через год интенсивных (три раза в неделю) тренировок ушу. Разумеется, выбор спортивной секции может быть осуществлен только на основе индивидуальных предпочтений. Но все спортивные занятия способствуют устранению лишнего веса и улучшению пропорций тела.


Я так подробно описываю все эти переживания и метаморфозы, потому что нас с вами ожидает большая проблема, имя ей – служба в армии. Независимо от того, как вы собираетесь ее решать, я бы посоветовала вам помочь сыну, даже если он занимается в музыкальной школе, освоить какой-нибудь вид спорта.

Популярные сообщения из этого блога

Эффективность обучения: семь основных принципов

Превосходство мужчин над женщинами - миф!

Как отец должен заботиться о ребенке?