Как телевизор формирует чувство страха у детей?
Еще одна проблема, вызвавшая сильный общественный резонанс, - способность родителей смягчать пугающие телевизионные образы, особенно те, что связаны с негативными сторонами человеческого существования - войнами, катастрофами, бедностью, террористическими актами и голодом. Дети сегодня особенно подвержены их влиянию в силу своей высокой степени включенности в информационное поле. Они не защищены даже дома, где родители пытаются оградить их от подобных явлений. В условиях глобализации даже те кризисы и катастрофы, которые происходят за тысячи километров от нас, становятся близкими нам и нашим детям. И дети вынуждены справляться с психологическим гнетом этих пугающих и страшных событий - задача, которая когда-то была прерогативой исключительно взрослых людей. Дети стараются воспринимать получаемую информацию и находить в ней смысл. Они вынуждены эмоционально сопереживать страданиям других людей и пропускать через себя ужасающие зверства. Конечно, представление, которое вырабатывается у них на основе информации о таких событиях, зависит от уровня их развития, жизненного опыта и доступных сведений. Тем не менее вмешательство взрослых дома и в образовательных учреждениях было признано очень важным.
Реакция детей на пугающие телевизионные образы
Пугающие телепрограммы могут быть вымыслом, основанными на реальных событиях или даже передаваться в прямом эфире. Что подразумевается под понятием «пугающего», не совсем ясно, поскольку дети могут реагировать на него совершенно по-разному в зависимости от возраста, опыта, условий просмотра, близости угрозы к их реальной жизни и т.п. Например, ребенок дошкольного возраста может быть очень напуган вымышленными монстрами, внезапными звуками, крупными планами змей или даже темными сценами, но останется совершенно равнодушным к видеокадрам или новостям об оружии массового поражения. Дети, живущие в Палестине, Чечне и Ираке, могут отнестись к кадрам, где фигурируют танки и солдаты, совершенно иным образом, чем те, что живут в Новой Зеландии, Италии и Уругвае. Дети из Северной Америки могут реагировать на новости о терроризме после событий 11 сентября совсем по-другому, чем до этого, а дети из Южной Африки могут быть особенно чувствительными к дискуссиям о СПИДе, высоком уровне смертности и большом количестве детей-сирот в их странах, чего не скажешь о детях из Скандинавских стран.
Как бороться с чувством страха?
Воспитательные стратегии по борьбе с чувством страха тоже очень разнятся. Маленьких детей легче успокоить не вербальными, а физическими способами: обнять их, дать в руки их талисман (любимое одеяло или мягкую игрушку) или накормить чем-то вкусным. Им трудно понять слова «редко» или «очень маленькая вероятность», которые обычно используются, чтобы отдалить детей от угрожающего сообщения: «землетрясения случаются редко», «вероятность падения самолета очень мала», «эти катастрофы обычно происходят в других частях мира» и т.п. - все это не очень эффективно для успокоения детей дошкольного возраста. Очень трудно словами убедить маленького ребенка, что то, что страшно выглядит, может быть совершенно неопасно, в то время как то, что выглядит привлекательно, действительно опасно. По мере того, как дети становятся старше, их нужно постепенно подготавливать к осознанию реальных угроз, в то же время укрепляя их в мысли, что все «под контролем» и что взрослые люди в их обществе и в их жизни отдают все свои силы на то, чтобы защитить их.
Дети, телевизор и чувство страха
Были проведены исследования влияния на душевное равновесие детей таких страшных событий, как война в Персидском заливе 1991 года, террористический акт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке или начавшаяся в 2003 году война в Ираке, которая продолжается в тот момент, когда я пишу эти строки. Они показали, что политика, исходящая из того, что детей эти события не затрагивают и они им неизвестны, совершенно несостоятельна. Исследование реакции детей говорит о том, что на их вопросы, связанные с телевидением, должны быть даны четкие, честные и уместные в данном случае ответы, точно так же, как и их страхи и тревоги должны быть признаны обществом и уважаться им. Они должны знать, что их чувства и страхи воспринимаются всерьез и что от них не пытаются избавиться словами вроде «ты еще слишком мал, чтобы понять» или «тебе не стоило это смотреть». Если ребенок уже начал смотреть программу, поздно говорить ему или ей, что «тут не о чем беспокоиться». В такой ситуации им всего лишь нужно предоставить возможность выразить свое беспокойство и поделиться своими мыслями о сложившейся ситуации.
В центре внимания исследователей были волнующие сообщения, которые влияли на эмоциональное состояние детей. На этой основе были предприняты попытки найти способы помочь детям справиться со страшными аспектами телевизионного мира. Тем не менее было уделено мало внимания роли этих аспектов в формировании у детей чувства социальной ответственности, гражданственности, сострадания и других этических ценностей, связанных с сопереживанием боли и страданий других людей. Родители во всем мире, воспитывающие детей в условиях глобализации, могут использовать телевидение как неисчерпаемый ресурс для обсуждения с детьми социальных проблем и выработки у них чувства гуманистической солидарности.