Проблемы взаимодействия детей друг с другом

В нашем дворе много детей из бедных семей, нередко они явно отстают в развитии от своего возраста. Имеет ли значение социальный статус детей, с которыми мой ребенок играет во дворе, общается в детском садике?



Ответ на этот вопрос зависит от вашего мировоззрения, системы ценностей. Если вы исходите из представлений о равенстве всех людей независимо от доходов и т.п. - это одна позиция. Если ваши убеждения заключаются в том, что вы стоите на социальной лестнице выше других, и все должно этому уровню соответствовать - в том числе, и то, что окружает вашего ребенка, - это позиция другая. И эти позиции никогда не сойдутся.


Нетерпимость, неумение понимать других людей очень опасны и непременно проявят себя, когда ребенок будет учиться в школе. Обычно к 6 - 7-му классу в каждом из них образуется маленькая группа таких «особых» детей, которую остальные немного побаиваются и стараются держаться от нее подальше. Но именно эти дети - в группе риска по самому факту такой «особости». Педагоги знают, что в подобных случаях они имеют дело с тем самым инструментальным типом родительства, когда ребенок не является ценностью сам по себе, а лишь постольку, поскольку отвечает воззрениям родителей на то, каким он должен быть, чтобы соответствовать их ожиданиям.


Дети, поступающие в детский сад, болеют чаще. Поэтому боюсь отдавать дочку в садик - она не слишком крепкого здоровья.


К сожалению, попадая в детский коллектив, дети встречаются и с различными инфекциями и в первые месяцы действительно болеют чаще.


Однако педиатры считают, что это вполне нормально - встречаясь с инфекциями, ребенок приобретает иммунитет ко многим из них. «Домашние» же дети чаще болеют в начальной школе, пропуская занятия. Но и тут родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Если он слабый от рождения, если накануне перенес тяжелую болезнь, спешить с садиком не стоит. Если он начнет бесконечно болеть и в саду, в его сознании замкнется связь: детсад - это болезнь.


Нередко во дворе играют дети из неблагополучных семей - неухоженные, неряшливые, на здоровье которых родители не обращают никакого внимания. От них можно заразиться инфекцией, чесоткой, вшами. Надо ли во имя высоких ценностей равенства и толерантности идти на такой риск для своего ребенка?


Во-первых, внимательные родители не пройдут мимо невзгод чужого ребенка - всегда можно найти форму участия: обратить на него внимание милиции, социальных служб, участкового педиатра. Во-вторых, малышей, конечно, стоит деликатно оградить от риска, предложить пойти в другой двор, в парк и т.п. А с детьми постарше уже можно говорить о таких ситуациях: ты играешь с Ваней, он хороший мальчик, но постоянно кашляет, ты с ним в прошлый раз поиграл - и потом проболел целую неделю. Давай сегодня поиграем с кем-то еще.


С ребенком 4 - 5 лет, который уже может понять наличие иных, отличающихся жизненных позиций, можно говорить и о проблемах других детей - не совсем благополучной семье, экономических трудностях и т.п. Скажем, обратить его внимание на то, что бывают детки слабые, к ним должно быть особое отношение. И тоже проработать эти ситуации в сюжетной игре.


Конечно, это сложно, да и все жизненные ситуации, с которыми ребенок столкнется, в игре не предусмотришь. Но родители должны ясно понимать: все те проблемы, что вы не смоделируете или жизнь не подбросит, рано или поздно встанут перед вашим ребенком. И если он не будет к ним готов, возможно разное развитие событий.


Наш пятилетний сын заявил, что он любит Олю и она - его невеста. А когда вырастет, он обязательно на ней женится. Знаю, что такие ситуации возникают во многих семьях. Как реагировать на «женихов» и «невест»?


Ко всем чувствам ребенка надо относиться с уважением. Понимать - эти первые чувства скоро пройдут, как молочные зубы, которые скоро выпадут. Но принимать надо все, что важно для ребенка. Если видите, что ситуация идет куда-то не туда, надо слегка ее притормозить. Но не запретами, а разумным взаимодействием. Не надо подшучивать над чувствами ребенка, не надо вкладывать в них «взрослый» смысл. А если кто-то из окружающих взрослых это делает, стоит разобраться, почему? Как правило, это проекция какой-то личной неудовлетворенности, собственных внутренних проблем.


Дочери 6 лет. Она склонна к самостоятельности, обижается, если я проверяю ее полочку, альбом с рисунками, указываю, какое платье ей надеть. Что это - прихоть или так й должно быть?


Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет) - это первая фаза ребенка. В этот период родители присутствуют в его мире уже не так прямо и непосредственно. Порой это тревожит их. Но через это надо пройти, признать право ребенка на автономность, не давить, не подвергать его тотальному контролю. В противном случае это выльется в лживость в раннем школьном возрасте и в полную изоляцию от родителей в подростковый период. Родительская стратегия в этих ситуациях должна быть умной: следить, но не вмешиваться. Безусловно, контролировать ребенка нужно, но абсолютно необходимо признавать приоритет его права на «самость», на какие-то секреты. Родителям должно хватить и ума, и технических возможностей скрывать свой контроль.


Как понять, нормально ли ребенок «вписался» в детский коллектив, умеет ли заводить знакомства, дружить?


Если ваш ребенок приветлив с другими людьми, знает формулы знакомства (а научить им должны родители - как поздороваться, назвать себя, предложить поиграть и т.п.), то оснований для беспокойства нет. Настораживать должна любая избыточность: ребенок слишком общителен, готов вступать в контакт со всеми; либо абсолютно пассивен: не хочет и не умеет общаться, избегает контактов со сверстниками.

Популярные сообщения из этого блога

Эффективность обучения: семь основных принципов

Превосходство мужчин над женщинами - миф!

Как отец должен заботиться о ребенке?