Развитие речи у ребёнка возраста от 2 до 6 лет
В последнее время многие родители жалуются, что их дети либо вообще не говорят, либо говорят не на должном уровне. По словам психологов, задержка речи и неразвитость речи у детей довольно распространена и причин для этого множество. Родителям не стоит поддаваться панике, так как это разрешимая проблема.
Задержка речи очень часто встречается среди мальчиков, с которыми взрослые общаются на двух и более языках. Также проблема задержки речи затрагивает другие категории детей по разным причинам. В основном эта проблема разрешается со временем, при этом не стоит сравнивать одного ребёнка с другим, так как у каждого малыша свой срок для разговорного старта и грамотности при разговоре.
Существуют простые способы решения этой проблемы, которые вполне могут применяться при ежедневном общении с малышом.
В основу развития речи на любом языке и в любом возрасте входят два основных момента:
1. увеличение и хранение пассивного словарного запаса, готовых фраз и речевых структур;
2. активность использования накопленных знаний.
Эти моменты совместно с приведёнными ниже рекомендациями действуют в любом возрасте при изучении как родного языка, так и иностранного. В связи с этим их также рекомендуется применять для развития речи ребёнка на иностранном языке, если язык изучается с детства.
Пассивный запас слов копится в случае, когда ребёнок слушает. Это означает, что чем раньше родители начнут читать ему, давать слушать аудиопроизведения с хорошо поставленной речью и произношением, тем лучше. Желательно это делать с рождения, так как умение слушать и запоминать активно проявляется в возрасте до 3-х лет. В последствии этот навык также работает, но уже менее интенсивно. Помимо этого следует много и часто разговаривать с ребёнком, объясняя всё, что его окружает, при чем чередуя простые фразы со сложными.
Первые два года с момента рождения ребёнок энергично копит материал. В дальнейшем использовании речи поможет тот арсенал, который дадут именно в этом возрасте родители ребёнку.
В возрасте двух лет малыш начинает постепенно пассивную языковую информацию переводить в активную, т. е. учится говорить. У каждого человека пассивного запаса слов значительно больше, чем активного, а у ребёнка разница в этом еще значительнее. Исходя из этого родителям необходимо помогать ребёнку в активизации этого запаса, чтобы он сумел использовать в своей речи большое количество слов и словосочетаний. При этом родителям не стоит переставать читать ребёнку, давать прослушивать аудио и просматривать видео произведения, тем самым, продолжая поддерживать пассивный запас. Не нужно бояться читать одни и те же книжки, прослушивать одни и те же музыкальные произведения, так как дети лучше запоминают речь и легче переводят её в активную форму.
Вот несколько примерных упражнений для речевого развития детей в возрасте от 2-х до 6-ти лет. Эти упражнения желательно проводить практически каждый день, но не уделяя специально отведённое время. Упражнения делаются в форме игры в любое свободное и удобное время.
1. "Отгадай по описанию". Родители дают описание животного, предмета или человека, а ребёнку требуется отгадать, кого или что описали.
При проведении этого упражнения ребёнок учиться описанию объектов.
2. Соревнование "Кто больше угадает слов". Родители по очереди с ребёнком загадывают слово и дают ему описание. Можно загадывать как на определённую тему, так и на весь арсенал знакомых слов ребёнку.
Ребёнок учится описанию предметов, умению классифицировать.
3. "Отгадай по вопросам". Также по очереди загадываются слова и тот, кто отгадывает должен задавать вопросы по этому слову до тех пор, пока не отгадает.
Происходит формирование правильности постановки вопроса.
4. "Прилагательные, глаголы". Родители вместе с ребёнком выбирают любое слово (существительное) и поочерёдно называют прилагательные и глаголы, соответствующие этому слову.
Упражнение позволяет увеличить активный запас слов и обучает многословности при описании предметов с разных сторон.
5. "Я прочитаю, а ты перескажи". При чтении ребёнку вслух необходимо просить его пересказывать услышанный текст. Начинать желательно с наводящих вопросов, а уже в дальнейшем переходить к самостоятельному пересказу, применяя ответы на уточняющие вопросы.
Такое упражнение хорошо готовит к школе и тренирует слуховую память.