Как привлечь ребенка к работе по дому?
Дети имеют все основания уважать себя, если они с раннего возраста приучаются исполнять обязанности по дому. Иногда взрослым легче самим выполнить домашнюю работу, чем добиться этого от детей. Однако наличие обязанностей способно стать для вашего ребенка ценным учебным опытом. Исследования показывают, что дети, которые получали и выполняли задания, связанные с работой по дому, становятся более ответственными взрослыми, более счастливы в браке, дольше работают на производстве и в пять раз реже совершают преступления.
Почему для ребенка важно помогать по дому?
Дети особенно хорошо относятся к себе, когда родители или другие взрослые вполне им доверяют и поручают им важные дела. Это способствует уверенности в себе и повышает мотивацию. В сущности, дети любят быть полезными. Особенно это касается деятельности, которая вносит вклад в благосостояние их семьи или местной общины.
Полезно также подчеркивать, что дети, выполняя работу по дому, вносят вклад в благополучие окружающих, ведь вы нуждаетесь в их помощи, чтобы выполнить свои родительские функции. Например, можно сказать: «Очень хорошо, что ты кладешь свои вещи в бельевую корзину. Теперь мне не нужно выяснять, какие из них грязные, а какие чистые».
Поручения должны соответствовать возрасту ребенка, но даже дошкольники начинают чувствовать себя более взрослыми, если приучаются накрывать на стол. Превосходной первой обязанностью может стать забота о домашних животных, наряду с поддержанием определенного порядка в своей комнате. Когда в семье несколько детей, иногда бывает полезной ротация домашних обязанностей, чтобы одному ребенку не приходилось выполнять одну и ту же работу. Также лучше, когда все занимаются хозяйственными делами одновременно. Не следует заставлять ребенка выполнять свои обязанности, когда остальные смотрят мультфильмы.
Как дать ребенку задание?
При назначении задания полезно оговорить, когда оно будет считаться законченным, как именно его нужно выполнять и какую роль оно сыграет. Если вы установите определенное время для выполнения какой-то работы, например школьных домашних заданий, то привьете ребенку чувство ответственности, поскольку в этом случае ребенок берется за работу без напоминания. Можно также выполнить задание вместе с ребенком первые несколько раз. Убеждаясь, что ваш ребенок хорошо понимает, как и когда следует выполнять задание, вы можете избежать проблем в дальнейшем.
Некоторых детей вдохновляет красиво написанный на бумаге перечень домашних работ или важных дел. В этом случае дети отмечают выполненное задание галочкой или наклейкой. Иногда стимулом для ежедневного выполнения заданий служит какое-либо вознаграждение, например право составить меню воскресного обеда. Некоторые родители отмечают, что хорошим стимулом служит вознаграждение в виде карманных денег. Большинство родителей согласны, что следует опробовать новые стратегии, когда старые перестают служить своим целям. Изменение стратегий вознаграждения напоминает вашим детям, насколько они выросли и насколько больше ответственности теперь на них возлагается. В конечном счете дети должны достичь стадии, когда стимулы перестают быть необходимыми и работа по дому становится привычной обязанностью - всего лишь потому, что они являются членами семьи.
Практические советы, как научить ребенка помогать по дому
1. Ожидайте от ребенка безусловного выполнения определенной работы по дому, включая уборку в его комнате и присмотр за личными вещами. Давайте карманные деньги или иное вознаграждение только за ту работу, которую ребенок выполняет для всей семьи.
2. Поговорите со своими детьми о том, что означает слово «ответственность». Обсудите, как оно связано с работой по дому.
3. Пусть ваши дети оценят, в какой мере они отвечают за работу по дому, поддержание чистоты, за то, чтобы все было сделано вовремя, за школьные домашние задания, деньги, питание и т. д. Пусть они определят те области, в которых они уже могут отвечать за себя, и те, в которых им особенно трудно проявить ответственность.
4. Маленькому ребенку помогите навести порядок среди игрушек, выбрав место или емкость для каждой игрушки. Дайте ребенку возможность участвовать в принятии решений, спросив его, куда бы он хотел положить каждую игрушку. Затем снабдите емкости картинками, показывающими, что находится внутри.