Как с помощью игрушек развить основные навыки у ребенка до года?

Игрушки, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возрасту и психологическому развитию. Если вы дадите ребенку игрушку, предназначенную для детей более старшего возраста, он не научится делать то, о чем вы его просите. Младенцам нравятся яркие игрушки, однако по-настоящему играть они учатся только на пятом месяце жизни.



Игрушки и развитие малыша до 4 месяцев


В этом возрасте нужно как можно чаще выкладывать малыша на спинку и на животик, постепенно увеличивая время, проводимое им в таком положении. Чередуйте положение на спине и положение на животе, ведь ребенок пока не умеет переворачиваться сам. Пока он лежит, например на животе, развлеките его - покажите ему интересную игрушку или пообщайтесь с ним.


Чтобы малыш поворачивал и поднимал голову, старайтесь привлечь его внимание - пусть он ищет вас глазами и прислушивается к вашему голосу или же к другим звукам. Очень важен и тактильный контакт, легкий массаж - малыш получает новые ощущения от прикосновений.


Положите ребенка на спину, при этом не стесняя движений его рук и ног, а свою руку - ребенку на грудь так, чтобы он почувствовал легкое давление на грудную клетку. Благодаря этому приему ребенок сможет спиной ощутить поверхность, на которой лежит, и ту стабильность, которой ему так не хватает.


Когда малыш лежит на спине, постарайтесь на какое-то время задержать его взгляд. Заходите к нему с разных сторон, постепенно усложняя упражнение. Покажите ему игрушку сначала с одной стороны от него, потом с другой или просто привлеките внимание малыша к себе. Увеличивайте угол зрения: перемещайте игрушку, чтобы ребенок научился поворачивать голову. Медленно передвигайте предмет и наблюдайте, когда малыш заметит его и обратит на него внимание. В этом возрасте малыш пока еще не может держать голову прямо, но вы попытайтесь постепенно приучать его к этому, располагая предметы все ближе к центру. Только на третьем месяце жизни ребенок уже продолжительное время может держать голову прямо.


Это же упражнение можно выполнить, положив ребенка на живот. В таком возрасте деткам не очень нравится так лежать, ведь приходится удерживать голову, что еще достаточно тяжело для них. Прежде чем ребенок станет задерживать взгляд на предметах, лежа на животе, ему нужно научиться держать голову и поворачивать ее, при этом смещая вес своего тела в область таза. Вы можете положить игрушку в стороне от ребенка, но так, чтобы он видел ее. Затем попробуйте расположить ее перед малышом на таком уровне, чтобы он поднял голову. Вначале он будет стараться увидеть игрушку, не отрывая голову от опоры. И когда у малыша ничего не выйдет, он протянет ручки перед собой и, опершись на них, приподнимет голову. Но пока он не сможет концентрировать взгляд в таком положении.


Когда малышу исполнится два месяца, можно соединять его ладошки вместе. Делайте это так, чтобы он видел, что происходит. Помогите малышу соединить ручки вместе - самостоятельно он пока этого сделать не сможет.


Третий месяц жизни


Попробуйте, взяв ручки малыша, не только прижать их друг к другу пальчиками, но и соединить вместе его ладошки. Пусть ребенок поиграет со своими руками, пытаясь сомкнуть их на уровне глаз, и, удерживая голову прямо, наблюдает за этим процессом. Когда ребенок привыкнет к этим упражнениям, их можно будет выполнять ежедневно.


Когда ребенок хочет схватить игрушку, он не только тянется к ней руками, но и поднимает вверх ноги. Чтобы зафиксировать такое положение, опустите игрушку на некоторое время так, чтобы малыш мог до нее дотянуться, а затем быстро уберите. Тогда на непродолжительное время малыш задержится в таком положении.


Обязательно порадуйте малыша в конце упражнения - дайте ему игрушку в руки. Ребенок обрадуется и будет в хорошем настроении, а вы сможете продолжить занятие. Старайтесь не показывать ребенку игрушку на уровне глаз, так как в таком положении он не сможет ее достать, лучше сместите игрушку немного в сторону.


В этом возрасте ребенок уже может поднять голову, лежа на животе и опираясь на локти. Малыш умеет ее поворачивать, когда ему показывают игрушку, и следит за ней глазами. Вы можете располагать предметы с обеих сторон от него и менять скорость их перемещения. Но в конце обязательно приблизьте игрушку настолько, чтобы ребенок мог ее достать.


Можно поиграть и со звуком - купите музыкальную игрушку. Можно также использовать ключи или просто хлопать в ладоши - малыш будет реагировать на звуки.


Можно также стимулировать сосательный рефлекс ребенка: пододвиньте его руку ко рту так, чтобы он мог достать свой пальчик и пососать его. В первые месяцы жизни малыша язык - это орган, который дает ему важную информацию. На поверхности кожи, рта и губ расположено множество чувствительных рецепторов, помогающих ему познавать мир.


С помощью рук малыша мы можем научить его концентрировать свой взгляд и координировать движения. Для этого возьмите его руку и поднимите к голове. Малыш повернется, чтобы посмотреть на нее. Если вы соедините две его руки и расположите их по центру, голова его тоже примет соответствующее положение.


Четвёртый месяц жизни


Не забывайте, что ребенок еще боится выполнять сложные движения, если выполнение движений постоянно вызывает у ребенка страх и он сильно нервничает, проконсультируйтесь со специалистом.


Когда ребенок лежит на спине, попробуйте положить игрушку возле его предплечья. Понаблюдайте, повернет ли он голову в ту сторону, откуда слышит звук. Это упражнение стимулирует малыша поворачиваться и следить глазами за предметом, который его заинтересовал.


Если это происходит, ребенок пытается поймать игрушку. Не стоит волноваться, если он тянет к ней ручку, но не дотягивается.


Когда малыш лежит на спине, поднимите его ножки и соедините вместе ступни - таким образом, вес тела переместится на низ спины.


Посмотрите, сможет ли он соединить ручки в таком положении без вашей помощи.


Продолжайте подносить к ребенку интересные игрушки - это помогает ему развивать хватательный рефлекс. Обратите внимание на то, как он поднимает ножки и насколько держит равновесие в положении лежа. Игрушки нужно показывать ребенку так, чтобы они были в поле его зрения. Но не держите игрушку прямо перед глазами ребенка - он не сможет достать ее, хотя уже и держит ручки перед собой. Не забывайте, что в конце каждого упражнения нужно приблизить игрушку на такое расстояние, чтобы малыш мог дотянуться и взять ее, получив удовольствие от игры.


Ребенок продолжает лежать на спине. Теперь можно положить игрушки рядом с малышом (например, по бокам от него) - пусть он двигает ручками и пытается их достать. Это упражнение поможет разработать плечевой сустав, и в конце концов он сможет отводить руки от туловища под углом до 90°. Не кладите игрушки выше локтя (это движение мы рассмотрим в следующем упражнении).


Снова разложите игрушки возле ребенка - чуть выше плеча, поближе к голове, но не слишком близко, так, чтобы он мог их увидеть. Если вы положите игрушку справа, ребенок будет тянуться к ней левой ручкой. Упражнение позволяет малышу переносить вес тела с одного плеча на другое и поможет ему научиться переворачиваться со спины на животик. Вы увидите, как ребенок поднимает ножки и поворачивается, пытаясь схватить игрушку.


Для закрепления предыдущего упражнения покажите ребенку игрушку с другой стороны и дождитесь, пока он ее увидит. Если вы положили игрушку слева, то своей рукой придержите левую ручку малыша - так, чтобы игрушку он взял правой рукой. Это упражнение также поможет научить ребенка переворачиваться.


Играя с малышом, вложите игрушку ему в руку и подвиньте ее ко рту. В этом возрасте с помощью языка ребенок познает окружающие его предметы, поэтому повторите упражнение с разными игрушками, вкладывая их поочередно то в правую, то в левую руку. Цель упражнения - добиться того, чтобы ребенок самостоятельно брал игрушку и подносил ее ко рту, получая информацию о предмете.


Малыш снова лежит на спине. Опустите расслабленную руку ему на грудь. Легким движением кисти выполняйте круговые движения, слегка раскачивая туловище ребенка. С помощью таких движений вы будете переносить вес его тела с одной лопатки на другую. Это же ощущение ребенок испытывает, когда переворачивается со спины на животик.


Как развивать малыша при помощи игрушек (5-8 месяцев)?


Начиная с пятого месяца можно держать игрушку над малышом. Он будет тянуть к ней ручки. Не держите игрушку прямо у него перед глазами - так он еще не сможет ее взять.


Ребенок лежит на животе. Показывайте ему игрушки, приближая их сбоку, чтобы малышу пришлось поднять одну руку и перенести вес тела на локоть другой руки. Если он будет неправильно переносить вес тела, то потеряет равновесие, опираясь на один локоть, и должен будет начать все заново. Так ребенок учится держать равновесие, и с каждым разом это получается у него лучше. Когда малыш поднимает ручку, нога с этой стороны также немного приподнимается и сгибается. Показывайте игрушки малышу сначала справа, а затем слева, чтобы он учился держать равновесие на правом и на левом боку. В этом возрасте ребенок опирается на локти, а не на кулачки, его руки полусогнуты и расслаблены.


Если ребенок лежит на животе, вы также можете подносить к нему игрушки, но не сбоку, а спереди. Упражнение поможет ребенку научиться переносить вес тела с одного на другой бок, а игрушку он будет хватать прямо перед собой. Пока не показывайте игрушку прямо перед глазами малыша - он просто еще не сможет взять ее и расстроится. Выполнение этого упражнения можно будет начать со следующего месяца.


Когда малыш лежит лицом вверх, вы можете легонько потянуть его за лодыжки: согните ему ножку, одновременно поворачивая тело вокруг своей оси, другая нога пока остается прямой. У малыша возникнет ощущение, будто он крутится на спине, но теперь это происходит за счет ног, а не рук. В этом возрасте ребенок использует ручки, чтобы познать свое тело, и узнает о нем все больше нового.


Шестой месяц жизни


Лежа на спине, ребенок уже способен схватить тот предмет, который расположен прямо перед его глазами. Теперь вы можете показывать ему игрушки с любой стороны - он легко сумеет дотянуться до них. Вы можете использовать игрушки разной формы и размера. Это тренирует мелкую моторику ребенка


Именно на шестом месяце жизни ребенок уже может полноценно переворачиваться с живота на спину. Подносите малышу сбоку игрушки, он будет все больше поворачиваться, пока не сделает полноценный переворот. Сначала повороты выглядят неловкими, так как малыш боится упасть, но вскоре движения станут более контролируемыми. Не облегчайте малышу выполнение этого упражнения - не подносите игрушку слишком близко. Лучше сделайте упражнение немного сложнее, а в конце обязательно дайте ему игрушку в руки, чтобы он мог немного поиграть ею. Следите, чтобы ноги малыша были приподняты, когда он будет переворачиваться, а голова не запрокидывалась назад.


Теперь можно показать ребенку игрушку, когда он лежит лицом вниз. Так он будет подниматься все выше, опираясь не только на локти, но и на руки. Через какое-то время малыш полностью выпрямит ручки, чтобы подтянуться. Игрушку держите по центру или сбоку, но не очень близко - следите, чтобы малыш не только поднимал руку, но тянулся всем телом к игрушке. В шесть месяцев можно показать ребенку зеркало. Мы должны помочь ребенку понять, что в зеркале - его отражение. Для этого положите малыша напротив зеркала, чтобы он хорошо видел себя. Вы также можете сесть рядом с ним, чтобы он узнал вас в зеркале.


Седьмой месяц жизни


После того как малыш научился опираться на выпрямленные руки и немного приподниматься, можно помочь ему стать на четвереньки. Для этого расположите игрушку над ним, чтобы малыш мог ее видеть, не дотягиваясь до нее. Теперь для того, чтобы достать игрушку, ему нужно оторвать животик от поверхности и стать на четвереньки.


Поддерживая малыша руками, помогите ему оторвать таз от поверхности. Попытайтесь почувствовать при этом, сопротивляется ли вам ребенок. Если сопротивляется, значит, он еще не готов сделать это. Как только малыш встанет на четвереньки, помогите ему почувствовать вес его тела: слегка наклоните малыша сначала вперед, а затем - назад, перемещая вес с коленей на руки и обратно, как будто вы раскачиваете его.


Можно и так поиграть с малышом: пока он лежит на животе, разложите игрушки подальше от него. Теперь, чтобы добраться до них, ему нужно передвинуть все тело, а для этого - подняться. Многие дети пропускают этот этап и сразу начинают ходить, но на самом деле он очень важен, так как заставляет малыша делать новые движения. Для того чтобы вы могли облегчить или усложнить упражнение, лучше выполнять его на ковре, деревянном полу или на одеяле.


Если малыш лежит на спине, согните ему ножки так, чтобы он смог увидеть их, но при этом не отрывал таз от поверхности. Так вы привлечете внимание ребенка к его ножкам, и он обязательно захочет потрогать их руками - дети очень любят играть с ногами, когда рядом нет игрушек.


Восьмой месяц жизни


В этом возрасте у ребенка руки разработаны настолько, что он уже достает предметы, расположенные достаточно высоко. Для начала можно положить ребенка на живот. В таком положении он опирается на обе руки, но если мы положим игрушку рядом с малышом, он попытается протянуть одну ручку, делая упор на другую. Теперь можно менять положение, размещая игрушки по бокам, по центру и т. д.


Когда ребенок уже научился стоять на четвереньках, помогите ему освободить сначала одну, а потом другую руку. Так он станет на коленки, опираясь только на одну руку. В этом вам помогут игрушки. С их помощью увлекайте малыша все выше: сначала положите игрушку на пол, затем перемещайте ее выше, пока она не окажется над головой малыша. Эти упражнения можно повторять по несколько раз в день.


Когда малыш стоит на четвереньках, поместите игрушку так, чтобы, пытаясь дотянуться до нее, он наклонился набок. Конечно, ребенок еще не умеет устойчиво сидеть - пока что он сидит, опираясь не только на ноги, но и на одну руку. Другая рука свободна, и он может дотянуться ею до интересующих его предметов. Но для того чтобы поиграть с игрушкой, малышу, стоящему на четвереньках, надо освободить другую руку. Для этого ему придется сесть. Вы можете помочь ему сделать это, подтолкнув его попу чуть-чуть в сторону.


Если малыш до сих пор чувствует себя неуверенно на четвереньках или не может с легкостью освоить новую позу, покажите ему другие упражнения. В этом возрасте ребенок должен научиться переворачиваться с живота на спину. Скорей всего, он уже переворачивался, но быстро и неосознанно. Научившись переворачиваться медленно, малыш сможет контролировать свои движения. В этом вам также помогут игрушки. Передвигайте игрушку из стороны в сторону. Малыш попытается схватить ее в движении, при этом он перенесет вес тела на одну руку, выпрямит другую и, помогая себе ножками, повернется на бок.


Если ребенок уже уверенно стоит на четвереньках, помогите ему научиться ползать. Положите перед ним на полу несколько новых интересных игрушек. Пытаясь дотянуться до них, он должен будет немного переместить тело вперед и переставить руки.


Положение ног позволит малышу двигаться вперед. Вначале, возможно, он будет только пятиться, однако со временем станет довольно хорошо контролировать свои движения. Не кладите игрушки слишком далеко - малыш расстроится, если не сможет дотянуться до них. Пусть он достанет игрушку и обрадуется, после этого он захочет повторить упражнение. Когда ребенок возьмет игрушку, отодвиньте ее чуть подальше, чтобы он продолжал ползти.


В этом возрасте можно научить малыша лежать на боку. До восьми месяцев дети не могут подолгу лежать на боку, так как переворачиваются на спину или на живот. Поддерживайте ребенка рукой за спинку, а перед ним раскладывайте игрушки. Постепенно уберите руки, чтобы малыш сам держался. Теперь ребенок лежит, опираясь на локоть одной руки, а другой тянется к игрушке.


Девятый и десятый месяцы жизни


В течение этих месяцев малыш в основном передвигается ползком, чтобы добраться до интересующих его вещей. Усложните задание: разбросайте игрушки по всему полу, чтобы он их собирал. Разложите игрушки в разных местах - на стульях и под стульями, спрячьте за другими предметами так, чтобы малышу пришлось подумать, как их достать.


Внесите разнообразие в этот процесс. Например, пусть малыш поползет быстрее. Сделайте вид, что идете за ним, чтобы пощекотать его. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно останавливаться, не теряя равновесия, и не падал, передвигаясь на четвереньках.


Вы можете тренировать чувство равновесия малыша. Для этого можно легонько подталкивать его из стороны в сторону, спереди или сзади. При этом малыш, чтобы не упасть, будет стараться возвращаться в начальное положение, опираясь на руки и колени.


Если малыш, стоя на четвереньках, увидит у себя над головой игрушку, ему, чтобы схватить ее, понадобятся обе руки. Так в этом возрасте ребенок учится самостоятельно садиться. Можно помочь малышу устроиться на боку, подтолкнув его для этого. Но не заставляйте ребенка садиться, если он еще не готов к этому. Это постепенный процесс: лежа на животе, малыш сначала поднимается на четвереньки, а потом, отпуская руки, садится на попу. Поэтому очень важно в этом возрасте играть с ребенком на полу, не заставляя его вставать, пока он еще не готов к этому. Вместо того чтобы заставлять, мотивируйте его движения различными интересными игрушками.


Теперь, когда малыш уже самостоятельно может сидеть на полу, вытянув ноги, мы можем проводить с ним игры на равновесие. Легкими толчками со всех сторон попытайтесь вывести малыша из состояния равновесия. Он будет стараться не упасть, опираясь на ручки. Если вы подтолкнете ребенка сзади, он выставит руки вперед, подтолкнете сбоку - выставит одну руку, толкнете сзади - поставит руки назад (это самое сложное упражнение).


Как играть с малышом (от 9месяцев до года)?


Для развития мелкой моторики можно использовать маленькие предметы, например пуговицы, овощи или фрукты, рис. Следите за тем, чтобы ребенок не брал эти предметы в рот. Если малыш захочет схватить все вместе, он сожмет кулачок. Если он захочет поднять мелкие предметы по отдельности, то сделает это большим и указательным пальцами, крепко сжимая их, и с каждым разом у него это будет получаться все лучше.


Теперь для того, чтобы взять предмет, малыш может стать на коленки. Положите игрушки на низкий диван или на стул. Когда малыш подползет, помогите ему поднять руки и достать игрушку. Для этого ему надо будет подняться чуть повыше, и он попытается выпрямиться. Чтобы ребенок не садился на пол и не перенес туда все игрушки, поддержите его - пусть он с вашей помощью постоит.


Когда ребенок с вашей помощью привыкнет стоять, постарайтесь заинтересовать его и сделать так, чтобы ему захотелось постоять самостоятельно. Пусть ребенок попробует одновременно согнуть обе ноги, затем помогите ему поднять и поставить одну ножку, потом другую. Покажите ему это движение или легонько подтолкните его, чтобы он сделал несколько шагов.


Одиннадцатый и двенадцатый месяцы жизни


Ваш ребенок уже многое умеет. Теперь рассмотрим несколько упражнений, которые помогут ему твердо держаться на ногах. Вы уже знаете, что лучше не заставлять малыша ходить. Но подсказать ему, что делать, вы можете. Если ребенок уже хорошо стоит на ногах, но все еще держится за диван, положите туда несколько игрушек. Теперь он простоит гораздо дольше, а когда устанет, опустится на пол, чтобы немного поползать. Малыш постепенно привыкнет стоять. Сначала он будет напряжен, ведь его ножки должны удерживать вес тела, но мало-помалу он расслабится.


Когда ребенок привыкнет стоять, ухватившись за что-нибудь, давайте ему игрушки, чтобы он брал их по очереди одной рукой и учился держать равновесие.


Следующий шаг - дать ребенку в каждую руку по игрушке, чтобы какое-то время он простоял без опоры, ни за что не держась. Сначала ребенку будет тяжело, но чем чаще вы станете выполнять это упражнение, тем быстрее малыш научится ходить.


Игрушки, которые лежат на диване, тоже могут пригодиться: отодвигайте их в сторону от ребенка - теперь малыш будет немного наклоняться вперед и таким образом научится ходить боком. Чтобы добраться до другого конца дивана, ребенку нужно будет переставлять руки и ноги. Держась за диван, он будет ходить вдоль него, чтобы брать игрушки.

Популярные сообщения из этого блога

Эффективность обучения: семь основных принципов

Превосходство мужчин над женщинами - миф!

Как отец должен заботиться о ребенке?