Гибкость правил детского поведения
Не могу не сказать о том, что наряду с правилами поведения, которые носят по своей сути характер категорического запрета, в жизни ребенка существует еще и много правил, в отношении которых родителю стоит хоть иногда быть менее категоричным, в особых ситуациях. К категоричным правилам относятся в большинстве своем - требования, обеспечивающие безопасность самого ребенка и других людей. Например, не разводить огонь без присутствия взрослых, нельзя выбрасывать с балкона никакие предметы, нельзя умышленно ломать чужие вещи и т. д. Каждый взрослый человек способен сам продолжить этот список. Кстати, если хочешь, возьми лист бумаги и просто из спортивного интереса напиши на нем те правила, которые для своего ребенка считаешь категоричными. Заголовком такого списка можешь сделать надпись: «Табу». Тебе самому будет интересно узнать, а действительно ли в жизни твоего ребенка так много категоричных ограничений на данном этапе и знает ли он о них всех.
И есть великое множество установок, носящих направляющий характер для действий ребенка в тех или иных ситуациях. Да, они также важны. Но в отношении этих правил в отдельных случаях можно (и даже нужно) быть гибким, в отличие от правил-табу. Если давать послабление в соблюдении именно таких правил, то это не принесет вреда. Оправданная, лишь изредка предоставляемая ребенку поблажка, наоборот, может стимулировать ребенка на соблюдение этого же правила в будущем.
У моего сына Игоря, в возрасте около четырех лет, появилась одна примечательная особенность в поведении. В тот момент, когда мы выходили вдвоем на прогулку, он настойчиво требовал, чтобы я его нес по лестнице и по двору - до самой детской площадки. Я это воспринял как свидетельство того, что ребенок за мной скучает, и вначале даже с радостью выполнял такую просьбу. Но буквально в течение ближайшей недели аналогичная просьба стала звучать и в адрес мамы. Еще через несколько дней - добавилась даже не просьба, а настоятельное требование нести Игоря и с прогулки домой. К нему для большей обоснованности своего желания парень прикрепил и соответствующее обоснование: «Я устал - ножки не ходят, ручки не ходят, голова сваливается». Так в нашей семье родилось правило: «Люди гуляют ножками. Нет сил гулять, значит, надо побыть дома и накопить их». Правило прижилось достаточно быстро и безболезненно.
Но месяца через два Игорь вновь обратился ко мне с просьбой отнести его во двор.
Папа: Дружище, а как же быть с тем, что люди гуляют ножками? Только малышня сидит на ручках, да и то только потому, что они не умеют ходить. Игорь: Ну только сейчас отнеси! А потом я сам буду ходить.
Я колебался недолго. При этом для себя я решил, что в данном правиле я готов поступиться принципом, но я по-прежнему готов прилагать свои усилия к тому, чтобы правило «Люди гуляют ножками» продолжало бы действовать.
Папа: Запрыгивай, Сейчас у правила гулять ножками мы сделаем выходной день. Но оно вернется на работу.
Игорь забрался ко мне на руки. И потом мирно играл во дворе с детьми около двух часов.
Папа: Игорь, пришло наше время идти домой. Собирай свои игрушки, включай форсаж и потопали!
Игорь (неся все свое «богатство», подбегает ко мне): Бери меня, я устал.
Папа: «Бери» отменяется. Мы гуляем ножками!
Игорь: Ну ты же отнес меня на прогулку, значит, можешь отнести и домой.
Папа: Да, я тебя отнес на прогулку. А теперь наберись мужества и из последних сил двигай к дому, но своим ходом.
Игорь: Я не пойду, я хочу на руках.
Папа: На буксир уставшего товарища - я с удовольствием возьму. На руках - отменяется.
Игорь отдал мне часть своих игрушек, стал за мной «паровозиком» и взял меня за руку.
Игорь: Тащи!
Свои первые несколько шагов Игорь сделал вяло. Потом оживился и спокойно пошел уже рядам, а не «паровозикам», начав рассказ о какой-то сегодняшней новой игре с детьми.
Впоследствии Игорь лишь изредка обращайся с просьбой взять его на руки в подобных ситуациях. И что примечательно: всякий раз, когда я или мама соглашались, то ближайшие несколько дней просьба от мальчишки больше не звучала.